"
Основное меню
Выбор типов клиник
Личный кабинет
Выбор города
28.08.2021

Что такое когнитивное развитие ребенка?

Когнитивное развитие – это последовательный процесс развития и становления интеллекта ребенка, который условно разделен на 4 этапа. Эти периоды различаются уровнем осмысленности во взаимодействии с окружающим миром.

На различных стадиях могут возникать когнитивные нарушения, влияющие на процесс умственного развития детей, поэтому важно реагировать на любые возникающие опасения и консультироваться со специалистами.


0-2 года, сенсомоторный интеллект


В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка. Ни в какой другой период развитие не происходит столь стремительно: совершается процесс перехода от беспомощности и полной зависимости до осознанных и контролируемых действий. Ребенок учится совершать движения в пространстве, которые постепенно усложняются: от поворота головы до первых шагов. Параллельно происходит речевое развитие. Мозг ребенка анализирует все, что слышит вокруг себя. Благодаря этому на следующих этапах ребенок сможет овладеть родным языком. Когнитивными отклонениями в этот период можно считать задержки моторного и эмоционального развития.

pexels yan krukov 8613095


2-7 лет, дооперациональный интеллект


В этот период ребенок не просто познает что такое ложка и как ей пользоваться, но она для него может стать, например, паровозиком. Мозг учится использовать отвлеченные категории, использовать предметы символически. Но в этом возрасте еще много ограничений в восприятии мира: высокий уровень эгоцентричности, ребенок не понимает, что могут существовать разные точки зрения на одну и ту же ситуацию, что один предмет может обладать разными свойствами. Это не является отклонениями в развитии на данном периоде. В таком возрасте отлично работает ментальная арифметика для детей.


7-11 лет, период конкретных операций


Отдельные понятия, приобретенные ранее, выстраиваются в систему знаний. Когнитивным отклонением в данном возрасте можно считать отсутствие способности к логическим операциям – ребенок не видит общее и частное, не способен обобщить понятия, трудности с определением сходства и различий. Вовремя выявленные отклонения в этот период, как правило, быстро и легко поддаются корректировке.


12-15 лет, период формальных операций


Мозг ребенка к этому периоду уже готов работать с абстрактными и гипотетическими понятиями. Он способен придумать несуществующие миры, мыслить по аналогии, понимать точку зрения другого человека. В школе дети в этот период начинают изучать математику, физику, которые сложно освоить без абстрактного мышления. Не все школьники справляются с новыми для себя задачами, и это не следует воспринимать как явный признак когнитивного нарушения. Здесь следует отслеживать развитие и консультироваться с опытными педагогами.